ЭФФЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ

ЭФФЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ
29.01.2013

ЭФФЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ

Нельзя бесконечно совершенствовать производство, не совершенствуя процесс управления…

(Из заповедей процветающего менеджера)

Без управления процессом – любые инновации в школе обречены... Это верно и для инноваций, связанных с внедрением информационно-коммуникационных технологий в процесс управления школой.

Сегодня руководителю образовательного учреждения необходимо приложить усилия для формирования единого информационного пространства школы, внедрить ИКТ в практику управления образовательным процессом, преодолевая собственную косность, стереотипы, отсталость.

Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения.

Заблуждение – считать, что с приобретением компьютеров, сканеров, принтеров, проекторов, модемов вопрос внедрения информационно-коммуникационных технологий решится сам собой. Необходим новый тип руководителя, осознающего необходимость коммуникационных каналов управляющего взаимодействия, понимающего, для чего они нужны и как с ними работать. Необходимо понять, что нет ничего более эффективного и облегчающего управление, чем информационно-коммуникационные технологии.

Управление строится на информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Битва за информацию компьютерными сетями уже выиграна. Без качественного информационного обеспечения, налаженной инфраструктуры связей невозможно получить оптимизированное по набору параметров уп­равленческое решение.

Эффективное применение информационных технологий возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе, а обоснованно и гармонично интегрируются в традиционную систему, обеспечивая новые возможности всем участникам образовательного процесса.

Безусловно, информационные технологии должны быть органично связаны не только с информационно-аналитической функцией управ­ления, но и со всеми функциями управления образова­тельным учреждением, а именно:

- Мотивационно-целевая функция управления – поиск, накопление и анализ необходимой информации (социологической, демографической, право­вой) с целью определения миссии школы, выбора образовательной политики.

- Планово-прогностическая функция управления – составление плана работы школы, учебных планов, определение ближних и дальних результатов управленческой деятельности и т.п.

- Организационно-исполнительская функция управления – осу­ществление и разработка нормативной документации, составление наиболее оптимального для данного типа учебного за­ведения расписания уроков, составление тарификации, распре­деление нагрузки учителей и пр.

- Контрольно-диагностическая функция управления – сбор и ана­лиз информации по текущим, промежуточным и конечным ре­зультатам деятельности школы.

Следовательно, возможность использования телекоммуника­ционных компьютерных технологий образует активную открытую учебную среду, а новые компью­терные устройства, современные программы и глобальный рост Интернет-услуг позволяют существенно влиять на эффективность управления образовательной системой в целом.

Для того чтобы компьютер перестал служить автоматической пишущей машинкой, плодящей груды бумаг, необходимо перейти от традиционного сбора сведений об успеваемости учащихся к образовательному мониторингу, предполагающему постоянное слежение за состоянием системы образования на основе целостной и достоверной информации, добываемой научно обоснованными методами и обрабатываемой с использованием современных информационных технологий.

Сегодня существует объективная потребность в специальной компьютерной программе для руководителей образовательных учреждений, которая взяла бы на себя львиную долю механической рутинной работы по обработке информации и стала верным помощником в процессе выработки управленческих решений.

В образовательных учреждениях имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях (классные журналы, учебно-методические материалы, контрольно-аналитические материалы, приказы и пр.), быстрый поиск которой вызывает огромные сложности для всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учеников и их родителей. Назрела необходимость перевода в электронный вид части внешнего и внутреннего документооборота школ при осуществлении внутришкольных, межшкольных и ведомственных коммуникаций.

Внедрение электронного документооборота, автоматизированных систем управления (включая их производные – электронный журнал и дневник) и ряда других инноваций позволит иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы. Иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услуга. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.

В современной школе действуют всего три коммуникативных канала, через которые администрация взаимодействует с персоналом: приказы, совещания и доски объявлений. И только один из них как-то регламентирован – приказы. Остальные функционируют с крайне низкой эффективностью. Управляющее воздействие, направленное через эти каналы, рассеивается, чёткая обратная связь отсутствует или выражена весьма слабо.

Решить задачу повышения эффективности текущего управления возможно путём перестройки двух последних коммуникационных каналов средствами информационно-коммуникационных технологий.

Такой проект может быть успешным лишь при соблюдении целого ряда требований:

· использование для создания первичных документов только простейших и широко распространённых программных продуктов;

· минимум дополнительного оборудования и программного обеспечения;

· минимизация требований к уровню подготовки участников процесса;

· доступность конечного продукта, обеспечиваемая через локальную сеть школы.

Если руководитель сам использует ИТК в управлении и глубоко осознает необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге формирует, воспитывает и готовит представителя нового поколения для существования в новой информационной среде.


← Повернутися до списку

На головну...