ШКОЛЬНЫЙ САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС
![ШКОЛЬНЫЙ САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС ШКОЛЬНЫЙ САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС](/upload/iblock/0a3/0a3e816bc9a440cbc0380d1aac2227b9.jpg)
ШКОЛЬНЫЙ САЙТ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС
Директор школы Никифоренко Г.Н.
Сегодня нет необходимости пояснять, для чего образовательному учреждению нужен официальный сайт. Это один из компонентов имиджа современной школы и ее PR-площадка.
Школьный сайт рассматривается как коммуникативный инструмент не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей и работников образования. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия, иными словами, он служит для профессиональной деятельности администратора и педагога. Он предоставляет интересный диагностический материал для осмысления деятельности каждого участника образовательного процесса.
Таким образом, школьный сайт является мощным универсальным и эффективным средством, позволяющим донести до всех необходимую информацию – режим работы школы, события школьной жизни, фотографии, результаты конкурсов и олимпиад. Школьный сайт может стать средством общения с администрацией школы и включать множество других полезных функций. Родители имеют возможности познакомиться с целями, задачами воспитательной работы, получить рекомендации по воспитанию детей и их подготовке к государственной итоговой аттестации, внешнему независимому тестированию.
Мы с вами – активные пользователи Интернета. Опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом педагогического взаимодействия, как коллективов учителей школ (сайты школ), так и отдельных учителей и учащихся. Сайт становится рабочим инструментом учителя и постепенно начинает использоваться в учебной деятельности, для организации взаимодействия учителей, учащихся и родителей: при дистанционном обучении учащихся, при организации проектной деятельности, для проведения опросов и телекоммуникационных мероприятий.
Хороший школьный сайт обязательно включает педагогов, учащихся и их родителей в сетевой тип отношений. Формируются органы общественного самоуправления, проектные группы, творческие коллективы и клубные объединения. Информирование распространяется на любые виды деятельности: коллегиальное обсуждение и принятие основных школьных документов, совместную коррекцию образовательной программы, публикацию всех общезначимых решений и всех новостей с обязательным получением обратной связи. Совместная деятельность превращается в производство и обмен информацией, а различные звенья образовательной системы связываются горизонтальным общением.
Сайт – не просто информация, это отдельный, специфический вид деятельности, объединяющий процесс сбора, обработки, оформления и публикации информации с процессом интерактивной коммуникации и в то же время представляющий актуальный результат этой деятельности. Поэтому создание и поддержка интернет-ресурса – это не просто модная «фишка», которая изящно дополняет и подытоживает достижения, а постоянный стимул к разнообразным коммуникациям и, наконец, новый способ самореализации школы.
Четкая структура сайта (когда все данные и события разложены по страницам и рубрикам, выстроены в хронологическом и тематическом порядке) обеспечивает скорейший доступ к нужной информации и создает оптимальные условия ее хранения и классификации; наконец, технологически и психологически упрощает процессы отчетности, контроля, мониторинга и т.д.
Построить хороший сайт – большое искусство, а превратить его в эффективный механизм управления – еще более трудная задача. Ведь насколько быстро и качественно распространяется информация, настолько же быстро принимаются решения. Ибо решения больше не делятся на правильные и неправильные, а только на своевременные и несвоевременные.
Сегодня мало просто донести информацию, а сегодня требуются высокотехнологичные интерактивные решения, буквально «втягивающие» пользователя в орбиту совместных обсуждений, поисков и проектов. Для этого следует строить сайт как внутренне распределенный, но постоянно обновляющийся портал, который объединяет множество разнообразных сервисов, коммуникативных моделей, проектных ходов и уровней общения.
Таким образом, эффективный сайт обязательно должен работать с разными возрастными группами, не только со школьным сообществом (взрослым и детским), а и с профессиональной средой, родительской общественностью, с социальным окружением, формулирующим конкретный образовательный запрос. Различные рубрики и разделы должны содержать адресную информацию:
- для учителей (по разным предметным либо программно-методическим направлениям),
- для учащихся (по возрастам, стилям, программам обучения),
- для родителей (по социальным либо профессиональным группам, возрастам и группам проблем),
- для руководителей,
- для тех, кто интересуется отдельными видами деятельности и творческими продуктами (скажем, сценариями праздников или отчетами об экскурсиях).
Разумеется, школьный сайт должен содержать специальные детские и подростковые сервисы, разделы и страницы, которые создаются и поддерживаются учащимися.
Когда мы начинаем регулировать отношения со школьным сообществом и внешней средой через сайт, наши возможности многократно возрастают:
- расширяется диапазон воздействия от информирования до различных видов мониторинга и сетевых форм вовлечения;
- увеличивается сфера охвата не только непосредственные пользователи Сети, но также их контактные группы;
- усиливается результативность взаимодействия;
- возрастает интенсивность деятельности: темп сетевой работы существенно превышает скорость рутинно-бумажных процедур;
- повышается привлекательность образовательных проектов, особенно для детей и подростков, которые вряд ли будут с энтузиазмом штудировать учебник, но, вполне вероятно, пройдут интерактивную обучающую программу, ответят на вопросы электронной анкеты или выразят свое мнение в блогах.
Получается, что хороший сайт – это почти «перпетуум мобиле» школьной жизни. Он помогает нам повысить «акции» своей школы и образования вообще.