Web-квест как один из способов обучения «уроженцев цифрового мира»
Web-квест как один из способов обучения «уроженцев цифрового мира»
Сегодняшний мир - это мир цифры и цифровых технологий: видео-игры, Интернет, социальные сети, Twitter, Facebook, мобильная связь и e-mail, навигаторы и mp3. Эти устройства и технологии внесли в нашу жизнь новые умения и навыки.
Мобильные телефоны дают ощущение постоянного контакта с близкими людьми и ощущение некоего сообщества. Интернет, полный информации, вырабатывает навыки поверхностного и детального чтения, просмотровые навыки, помогает овладеть дополнительными умениями по применению новых технологий поиска, переработки и представления информации. Интернет как сетевая технология, несмотря на свой юный возраст, быстро вторгается во все сферы жизни социума.
Обращение к интернету как источнику информации позволяет получить доступ к разнообразным текстовым, звуковым и видеоматериалам на изучаемом языке, в том числе и к аутентичным. Это электронные версии газет и журналов, книг, каталоги библиотек, архивы, сайты музеев, сайты знаменитостей, оперативная информация, пересылаемая заказчику по электронной почте в виде рассылок, и др.
Благодаря этому средства и ресурсы Интернет можно рассматривать как один из шагов на пути к практической реализации межпредметной интеграции. Кроме того, необходимость адекватного критического переосмысления информации, получаемой из компьютерных сетей, влечет за собой необходимость обязательного дополнения существующих подходов к изучению телекоммуникаций, обучением приемам грамотной обработки и восприятия информации.
И если технологии изменили способы, благодаря которым люди получали знания, то следующий шаг – это изменение того, как преподает учитель
Марк Пренски в 2001 году ввел понятие «Уроженец цифрового мира» (DIGITAL NATIVE) – термин, впервые использованный в отношении людей, которые родились во времена цифровой революции и с рождения взаимодействуют с постоянно развивающимися технологиями, что позволяет им лучше осознавать сущность этих технологий. Мы же, родившиеся в ХХ веке (и называемые Пренски цифровыми иммигрантами или даже цифровыми иностранцами), кажемся учениками собственных учеников. И парадокс в том, что цифровых аборигенов в школах обучают цифровые иммигранты. И у учеников складывается впечатление, что их обучают иностранцы, плохо говорящие на их родном языке. Но именно мы должны учить в новом веке в новой школе новых людей, когда ученик впервые в истории человечества не ограничен способностями или знаниями своих учителей.
Каким образом освободить ученика, ограниченного сегодня стенами класса, как дать новые средства и задания для приобретения новых практических навыков? Как превратить стиль уверенного заучивания в умение размышлять и анализировать, а также дать практические навыки критического отношения к информации, постановки исследовательских задач, активного решение проблемы?
Одним из инструментов, помогающим учителю приблизиться к ученику и вести диалог на понятном языке, является использование Интернета в процессе обучения.
И если родители опасаются того, что детей затянет виртуальная реальность, то нам, учителям, надо отчетливо понимать, что они уже там, и роль учителя – оказаться рядом с ними, научить получать новые знания самостоятельно, мотивировать обучение, работать в команде.
Собственно ресурсы всемирной паутины – это безграничные информационные ресурсы, способствующие образованию и самообразованию. Сегодня Интернет стал повседневной реальностью для большинства школьников.
Одна из возможностей использования Интернета в образовательном процессе – Webquet.
Образовательный web-квест – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе.
Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Задания web-квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.
По сути, основой web-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Её называли также методом проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.
Впервые термин «web-квест» был предложен летом 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных предметов на разных уровнях обучения. Им определены следующие виды заданий для web-квестов:
- пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
- планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий;
- самопознание – любые аспекты исследования личности;
- компиляция– трансформация формата информации, полученной из разных источников;
- творческое задание – творческая работа в определенном жанре (создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика);
- аналитическая задача – поиск и систематизация информации;
- детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов;
- достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;
- оценка – обоснование определенной точки зрения;
- журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
- убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
- научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Берни Додж выделяет три принципа классификации web-квестов:
- по длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;
- по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные web-квесты;
- по типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks).
Суть web-квеста: необходимо выполнить задание, поставленное учителем перед учениками по предмету, тем самым подталкивая учащихся к самостоятельному целенаправленному поиску знаний для выполнения поставленной задачи. В ходе работы над поиском информации (а поиск проходит не только в обычных учебниках, но и в сети Интернет) учащиеся начинают работать более продуктивно, развивается творческое мышление и навыки работы с информацией.
Структура web-квеста:
- вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
- центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);
- список информационных ресурсов (ссылки на ресурсы в Интернет, адреса web-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания;
- роли (учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания; для каждой роли необходимо прописать план работы и задания);
- описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы);
- руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию;
- заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Этапы работы над web-квестом
1. Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
2. Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники в соответствии с выбранными ролями выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет.
Задачи:
- поиск информации по конкретной теме;
- разработка структуры сайта;
- создание материалов для сайта;
- доработка материалов для сайта.
3. Оформление результатов
На этапе оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Работа предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде web-сайта, html-странички, слайд-шоу, буклета, анимации, постера или фоторепортажа.
4. Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех учебных занятий. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).
Результаты web-квеста:
- создание базы данных по проблеме;
- создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство;
- написание интерактивной истории;
- создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов;
- интервью on-line с виртуальным персонажем.
Правила создания web-квеста
Первый этап
1. Определение направлению web-квеста. Это может быть учебная деятельность или внеклассная работа по предмету, а также интегрированный web-квест по нескольким предметам.
2. Определение возрастной категории учащихся. Это зависит от того, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения квеста и владеют ли этими навыками обучающиеся.
3. Определение темы. Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся.
4. Направление работы. Каждое направление будет оформлено в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки «квест» – это своеобразная игра, приключение, поэтому игровые моменты здесь необходимы даже в обозначении названий ролей, например: следователи, журналисты, фольклористы, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и пр.). Ролей может быть от 2 до 5.
5. Порядок (план) работы для каждой роли, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.
6. Критерии оценки web-квеста.
7. Самое главное в квесте – это путешествие учащихся по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут обучающимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов – очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.
Второй этап
1. Выбор сайта, на котором есть матрица (шаблон) для создания веб-квеста.
2. Выбор формы, в которой ученики получат задание. Есть несколько вариантов:
- в виде презентации;
- в виде текста;
- наглядный материал.
3. Размещение на сайте:
- зайти в интернет и набрать адрес сайта для создания веб-квестов;
- создать логин (зарегистрироваться) на сайте (только зарегистрированные пользователи могут создавать веб-квесты; чтобы пользоваться веб-квестом, регистрироваться не нужно);
- web-квест создаётся поэтапно. Как правило, определяют семь страниц (этапов):
Title – стартовая страница. На стартовой странице появляются пустые поля, в них пишется название квеста, его краткое описание, выбирается уровень сложности (класс). Затем выбирается тематическая принадлежность квеста (например, История). Указывается соавторы. В конце пишутся ключевые слова, чтобы также облегчить поиск (например, Рим).
Introduction – вступление. Во вступлении указываются темы заданий.
Tasks – общие задачи. На этой странице ученики знакомятся с планом работы. Во-первых, определяется количество человек в группе. Во- вторых, указывается, где находится задание. В-третьих, ученикам предоставляются источники информации, указываются их место нахождения. Источники информации могут быть в разном виде (как ссылка на другой сайт, так и документ в виде текста или презентации).
Process – процесс работы. В этом разделе даются конкретные задания. На эту страницу можно загрузить до трех файлов с заданиями размером не больше 2 мегабайт. Можно загружать только файлы форматов gif, jpg, jpeg, bmp, png, doc, xls, pdf, zip, ppt. Файлы можно в любое время удалить или заменить на другие.
Evaluation – критерии оценивания. Критерии оценивания устанавливаются в зависимости от сложности вопроса. Как пояснение к оценкам пишется комментарий, что нужно сделать на каждом этапе работы, чтобы получить оценку «Плохо», «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично».
Conclusion – вывод. Вывод включает в себя информацию о приобретенных навыках, о том, какой формой проверки знаний является веб-квест.
Teachers page – страничка для учителя.
На каждую страницу можно загрузить картинку соответствующую теме. Когда все страницы заполнены, web-квест готов и его можно опубликовать. Квест станет доступен для других только после опубликования.
Зачем нужно использовать web-квесты?
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ, а для учителей, которые впервые используют Интернет на уроке, технология web-квестов – относительно легкий способ научиться пользоваться Всемирной паутиной в образовательных целях.
Главные достоинства web-квеста:
- web-квесты дают учителю ясный образец того, как проводить проектную работу;
- модель работы с web-квестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
- в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
- учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания.